История Чат-Ботов

Мы не можем без общения. Кода живые друзья заняты, разъехались, обиделись, обзавелись семьей – бывает грустно. Чат-бот может стать таблеткой от одиночества. Он доступен круглые сутки, всегда вас понимает, мгновенно реагирует на сообщения и даже может утешить или дать ценный совет. Но так было не всегда…

Какими были первые виртуальные собеседники

Сложно поверить, что первый чат-бот появился раньше, чем интернет.
Это была Элиза. Ее создал американский врач Джозеф Вейценбаум в 1966 году. Он не преследовал цель спасать мир от скуки и одиночества. Виртуальная девушка была спрограммирована для проведения сеансов психотерапии.

Что требуется людям, которые приходят на такие консультации? Не получить советы и решения, а чаще просто высказаться. Элиза была отличным слушателем и умела поддержать беседу. Как? Само собой, железная леди не была способна мыслить (более того, этого и сейчас не умеют даже современные боты). Она просто «отражала» и перефразировала реплики пользователя, создавая иллюзию понимания и живой беседы. Например, если пациент рассказывал о проблемах с отцом, программа спрашивала о других членах семьи.

Если в словах пользователя не находилось ключевых слов из базы бота, Элиза могла ответить «Понятно», «Продолжайте…» или предлагала сменить тему.

Отец бота, доктор Вейценбаум, был шокирован, что люди эмоционально привязывались к Элизе и наделяли ее человеческими чувствами. Он писал: «Я не осознал ... что относительно простая компьютерная программа может вызвать сильное бредовое мышление у вполне нормальных людей». Случалось такое, что пользователи выгоняли из комнаты наблюдателей, чтобы рассказать Элизе свое самое сокровенное переживание.

1972 год порадовал разработкой Parry. Этот чат-бот имитировал речь шизофреника и мог выдавать себя за пациента. Он был умнее Элизы, легко дурил даже профессиональных психотерапевтов. 48% из них так и не смогли понять, что общались не с больным, а с машиной.

За следующие 16 лет новых «героев» не появилось... В конце 80-х группа ученых начала разрабатывать бота с искусственным интеллектом. На него потратили 9 лет. Итог работы - программа Jabberwacky. Этот бот уже не лечил, а развлекал. Шутил, имел собственный стиль и характер. Умел имитировать живую речь, использовал сленг. Запоминал все, что ему сообщали, и быстро подбирал ответ из заложенных в него контекстных шаблонов. Позже его смогли адаптировать для обучения российских студентов английскому языку.

В 1995-м появилась A.L.I.C.E. Ее научили понимать естественную речь. Это был первый интернет-бот, способный вести полноценный устный разговор.

2001 год - начало работы над всемирно любимой в наше время Siri, которая стала известна благодаря Apple. Это подтолкнуло другие крупные корпорации подумать над созданием собственных продуктов с искусственным интеллектом.

Надо сказать, что на протяжении 40 лет с момента появления Элизы и до середины нулевых чат-боты не были интересны и доступны широким массам.

Smarterchild стал первым массовым интернет-другом. В сервисах быстрого обмена сообщениями с ним болтало 30 миллионов человек. Кроме разговора на общие темы, этот бот по запросу пользователя мог сообщить погоду, новости, ответить на вопросы, найти информацию в скудном тогда интернете. На пике развития через Smarterchild проходило 5% трафика мгновенных сообщений. Это серьезная цифра!

С каждым годом интернет наполнялся и тяжелел. Нужна была система, способная обрабатывать огромные объемы данных и извлекать из них необходимую информацию. Как зарегистрировать компанию, чем накормить черепаху и что подарить бабушке на юбилей?

Сразу несколько крупнейших корпораций трудились над созданием собственных виртуальных помощников.

Что в итоге: у IBM есть Watson, у Apple – Siri, у Google – сервис Google Now, у Amazon – Alexa, у Microsoft – Cortana, у Яндекса - Алиса. А кроме них – еще миллионы малоизвестных чат-ботов на сайтах компаний и в мессенджерах.

Что умеют современные боты

Просто поговорить или найти информацию в интернете – для бота 21 века слишком легко. Умные программы не просто распознают человеческую речь, но и выполняют поручения – открыть какой-либо документ, позвонить начальнику, заказать пиццу, зажечь свет или отключить сигнализацию автомобиля.

Кроме того, боты способны самообучаться. Они запоминают слова и фразы из диалогов с людьми, а затем используют их в общении с другими пользователями. Это полезная функция, но иногда она приносит неожиданные плоды. В 2016 году бот Tay от Microsoft меньше чем за сутки из милой девушки-подростка (таким он был по замыслу создателей) обучился до расиста, ненавидящего весь мир. Идею срочно пришлось свернуть…

Сейчас чат-боты активно внедряются в бизнес. Например, с легкостью заменяют армию операторов в колл-центрах. Могут выступать в роли консультантов, предлагать товары и услуги, рассказывать о новостях компаний, отвечать на самые частые вопросы. Боты не требуют зарплаты, не ходят на больничный, не ошибаются с ответами и не пьют чай на рабочем месте. В общем, довольно быстро окупают затраты на их внедрение.

На что еще способны боты: они умеют заказывать такси, покупать билеты, прокачивать ваш английский, напоминать о запланированных делах, вести бухгалтерию, принимать платежи, искать по заданным параметрам сотрудников или вторую половинку, развлекать ребенка, записывать вас в поликлинику или парикмахерскую.

Виртуального друга можно «поселить» на сайты, в соцсети или мессенджеры. Например, в Messenger от Facebook за год с момента запуска платформы было создано 100 тысяч ботов, помогающих потребителям в повседневной жизни.

Чего ждать в будущем

Не исключено, что в ближайшем будущем чат-боты смогут потеснить мобильные приложения. Они научаться решать еще больше повседневных и рабочих дел, контактируя между собой.

Например, пользователь сообщает программе, что хочет отправиться в путешествие и задает желаемые параметры. Далее разные боты работают сообща в автоматическом режиме. Один подбирает путевки, другой проводит оплату через банк, третий находит авиабилет, четвертый ставит напоминание в календарь, пятый покупает в интернете купальник и солнцезащитный крем, а шестой заказывает такси в аэропорт.

Еще возможный путь развития – массовое появление ботов-клонов реальных людей. Например, любой желающий сможет пообщаться со звездой шоу-бизнеса или кино. При этом виртуальная звезда будет имитировать лексику и стиль живого селебрити. А хотели бы вы поговорить с ушедшими легендами? Спросить что-то у Виктора Цоя или Фредди Меркьюри?

Другой вариант – распространение тематических ботов. Допустим, у «друга» можно будет узнать все о футболе. Или обсудить какой-нибудь определенный фильм во всех подробностях. Фанаты должны оценить такие идеи.

Время покажет, к чему приведет нас искусственный интеллект. Главное, не удивляться технологиям, а жить с ними на одной волне.